Этот небольшой рассказ о легендарном самолете Ту-104 и увлеченных людях, самоотверженно влюбленных в авиацию!

Авиационная история Новосибирска и Новосибирской области одна из богатейших в России. Кроме хорошо известного Толмачево, там есть городской аэропорт, авиационный завод им. Чкалова, Новосибирский учебный авиационный центр ДОСААФ, СибНИА со стендами для Ту-144 и советского Лунного модуля, а также центр легкой авиации в Мочище. В городе и области установлено более десятка памятников, где главными героями выступают самолёты. Сегодня я постараюсь подробно рассказать об одном из них - легендарном для Толмачевского авиаотряда лайнере Ту-104, установленном в 37 км от Новосибирска, в городе Бердск. Вот уже 40 с лишним лет он служит наглядным примером «золотых лет» советской гражданской авиации, а также упорства, изобретательности и трудолюбия небольшой группы энтузиастов и любителей авиационной истории. Но обо всем по порядку!

В своем рассказе я не буду перелистывать страницы истории героического создания и углубляться в сложную хронологию развития этого уникального первооткрывателя новых реактивных скоростей и высот.

Ту-104 был первым базовым самолетом в Толмачево, где в последствии базировалось около 30 лайнеров этого типа - достаточно крупный флот по меркам 1960-70-х.

DeepCool Quadstellar - 1

Время шло, самолетостроение в нашей стране развивалось ударными темпами и в середине 1970-х годов, после массового внедрения на мировых воздушных магистралях новичка Ту-154, в Министерстве гражданской авиации СССР было принято решение о списании Ту-104. К концу 1970-х годов пассажирские перевозки на этом лайнере были завершены, а часть закончивших летную службу самолетов была установлена в качестве памятников. Новосибирские машины заняли почетные места в аэропорту Внуково (к 20-летию с первого регулярного рейса в 1976 году), на авиазаводе в Казани, одном из трех заводов в СССР производившем Ту-104, в новосибирском парке культуры и отдыха «Березовая роща», в Барнауле, Томске и в последствии - во втором по величине городе Новосибирской области - Бердске.

DeepCool Quadstellar - 2

Авиация появилась в Бердске еще до войны. В мае 1941 года из Толмачево туда была переведена Новосибирская военная авиационная школа пилотов, переименованная позднее в школу Авиации дальнего действия (АДД), просуществовавшая до 1946 года. После войны здесь базировались учебные самолеты Сибирского (Сталинградского) военного летного училища, в т.ч. реактивные МиГ-15. Затем был открыт Новосибирский учебный авиационный центр (НУАЦ) ДОСААФ, который в интересах ВВС готовил пилотов на вертолеты Ми-1 и Ми-2. Параллельно в Бердске работал планерный клуб от авиазавода им.Чкалова, но в середине 1970-х, после случайно сгоревшего самолета Як-12 (пилот, к счастью, не пострадал), завод, в лице заводского комитета ДОСААФ, был вынужден отказаться от планерного клуба завода и на аэродроме остались лишь вертолеты Ми-1, принадлежавшие Учебному авиационному центру (УАЦ) ДОСААФ и базировавшиеся на бердском аэродроме с середины 1960-х годов.

DeepCool Quadstellar - 3 Фото из "органа" Бердского горкома КПСС и горсовета народных депутатов "Ленинский путь", 1970-е годы.

История появления Ту-104 на аэродроме Бердск - Центральный началась в середине 70-х годов и целиком и полностью связана с именем Валерия Михайловича Рыцарева. Выпускник МАИ, научный сотрудник одного из НИИ Института теоретической прикладной механики Сибирского отделения Академии наук СССР, энтузиаст и большой любитель авиации. Страсть к планерам зародилась в его душе еще во время учебы в МАИ, а в НИИ СО АН СССР Валерий Михайлович занимался аэродинамикой и руководил комитетом ДОСААФ института. Чтобы возобновить полеты в Новосибирске, им было предложено проводить аэродинамические эксперименты не в аэродинамической трубе, а в реальном полете, для чего на двухместном планере «Бланик» была проведена соответствующая доработка. На общественных началах и под эгидой комитета ДОСААФ дело пошло!

DeepCool Quadstellar - 4 Валерий Михайлович Рыцарев

В.М.Рыцарев начал возрождать планерный клуб, создаваемый при ИТПМ СО АН СССР, на аэродроме УАЦ ДОСААФ Бердск Центральный. На аэродроме, помимо вертолетов, располагалось парашютное звено УАЦ, где обучающиеся планеристы могли выполнить два необходимых для полетов на планерах парашютных прыжка, так как на планерах использовались спасательные парашюты.

В дополнение к работе со взрослыми планеристами, Валерием Михайловичем была создана Юношеская Планерная Школа (ЮПШ). Первое собрание юных планеристов в Академгородке было 10 марта 1977 г. Теорию преподавали недалеко от ИТПМ по ул. Терешковой 18, в подвале бомбоубежища, и перед началом занятий курсанты крутили ручку системы вентиляции воздуха, которая нагнетала воздух. Одним из выпускников этой школы в 80-х годах был нынешний гендиректор СибНИА, летчик-испытатель Владимир Барсук, в настоящее время создавший новую ЮПШ на базе СибНИА.

DeepCool Quadstellar - 5 Планер БРО-11 в ЮПШ. Бердск, 1978. Фото из архива Игоря Зенина.

В те годы газеты регулярно писали об открытиях в разных городах Советского Союза очередного постамента с участием Ту-104. Бердск конечно не был Казанью или Барнаулом, но здесь на летном поле работал Рыцарев. С 1977 года через его школу ЮПШ прошло более 200 человек, и идея получить для своих учеников настоящий огромный лайнер овладела им не на шутку.

Председателем ЦК ДОСААФ в то время был знаменитый новосибирский летчик Александр Иванович Покрышкин. ДОСААФ поддержал идею Рыцарева, а для получения согласия от Министерства Гражданской Авиации, Валерий Михайлович лично ездил в Москву и, по слухам, даже был на приеме у министра. В итоге министры дали добро.

Выбор пал на самолет с регистрационным номером СССР-42382, серийный номер 06-02, заводской номер 8350602. Детище Харьковского авиационного завода (ХГАПП) – он начал свою летную жизнь 29 июня 1958 г. Основное время работал во Внуковском и Ленинградском авиаотрядах. В Толмачево в качестве базового он поступил только в 1977-м году, на исходе своей летной карьеры и был списан по отработке срока службы 23 августа 1978 г. Фактически же, самолет был официально списан уже после посадки в Бердске. То есть, на момент принятия решения о перегонке он еще не был списан. На тот момент у него оставалось около 4 часов ресурса. 20 лет в строю – сейчас это кажется уникальным!

DeepCool Quadstellar - 6

DeepCool Quadstellar - 7

К сожалению, сохранилось мало фотографий из летной жизни СССР-42382, но зато наш герой активно снимался в кино, и вы можете увидеть его в фильмах «Коротко лето в горах» (1963 год) и «Абитуриентка» (1973 год).

DeepCool Quadstellar - 8 Аэропорт Схипхол (Амстердам) Фото Bruno Vandermueren, сайт - aeroflotarchives.com

DeepCool Quadstellar - 9 Аэропорт Хитроу (Лондон) Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте

DeepCool Quadstellar - 10 Аэропорт Хитроу (Лондон) Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте

DeepCool Quadstellar - 11 Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте

DeepCool Quadstellar - 12 Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте

Западно - Сибирское управление гражданской авиации (ЗСУ ГА), которому подчинялась вся гражданская инфраструктура региона, включая самолеты, и которым руководил в те годы выпускник Новосибирского аэроклуба Г.А.Сарафанкин, провело необходимую работу по подготовке к сложной посадке пятидесятитонного лайнера на грунтовый аэродром, и утром 27 июня 1978 года СССР-42382 вылетел из Толмачево.

DeepCool Quadstellar - 13 Здание ЗСУ ГА

Это был короткий полет - заход со стороны Обского моря, круг над аэродромом Бердск - Центральный, успешная посадка на подготовленную грунтовую полосу со штатным использованием тормозных парашютов.

DeepCool Quadstellar - 14 Скан со слайда посадки Ту-104 в Бердске. Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте

Экипаж был выбран при участии командира Летного отряда Ту-104 Н.И. Савенкова и начальника Летно-штурманского отдела ЗСУ ГА С.А. Германа. Судя по сохранившемуся отчету, командиром в том бердском рейсе был командир АЭ Николай Иванович Букетов, в 1970-х годах возглавлявший Совет командиров Толмачевского авиаотряда.

DeepCool Quadstellar - 15 Тот самый отчет… Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте

Правое сидение занимал ветеран эксплуатации Ту-104 в Новосибирске, пилот-инструктор Алексей Алексеевич Шишкин. Также в составе экипажа были штурман Н.Ф. Тихонов и бортмеханик Н.Н. Аксененко.

DeepCool Quadstellar - 16 Алексей Алексеевич Шишкин. Фото из советской книги по истории ЗСУ ГА начала 1980-х.

Свидетелями посадки Ту-104 были выпускники ЮПШ, связавшие свою жизнь с военной и гражданской авиацией: Виктор Бажин, Олег Дударенко, Сергей Занадворный, Николай Осадченко, Сергей Пискунов и др.

DeepCool Quadstellar - 17 Выпускники ЮПШ с экипажем Ту-104 после исторической посадки на аэродроме в Бердске. Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте DeepCool Quadstellar - 18 После посадки Ту-104 в Бердске. Фото со страницы проекта восстановления Ту-104 ВКонтакте

С этого момента у нашего героя появился свой новый дом. По воспоминаниям воспитанников ЮПШ, салоны самолета использовались в качестве учебных классов. Также, школьники, не отвлекаясь от занятий, там же принимали пищу, которую привозили в термосах.

DeepCool Quadstellar - 19 Фото со странички в Живом Журнале Avro_Live (Спасибо Глебу Осокину)

Но увы – прошли годы и наступили «лихие» 90-е… Самолет разграбили, салоны использовали под склад парашютистов, из кабины пропала подавляющая часть оборудования, а оставшаяся аппаратура была испорчена вандалами. Так и простоял он, никому особенно не нужный, до начала 2000-х…

DeepCool Quadstellar - 20

Второе своё рождение лайнер получил благодаря замечательной девушке Марии Кармановой. Сейчас она доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник, работающий в направлении геометрического анализа в Институте математики им. С.Л. Соболева СО РАН.

DeepCool Quadstellar - 21

Вот как сама Мария рассказывает о начале своего пути в авиацию: «Началось все с того, что с 2003 года я начала заниматься наукой. Положительные результаты не заставили себя долго ждать и с 2004 года начались командировки на конференции, в основном, международные. Воздушные маршруты моих рабочих путешествий состояли из нескольких перелетов из Новосибирска. Уже тогда мне стало интересно, как вообще летают самолеты и как они устроены. В 2009 году я узнала из Интернета и от знакомых, что на аэродроме Бердск - Центральный есть самолет Ту-104, в который может быть разрешат зайти и даже позволят посмотреть кабину. Это тогда для меня казалось нереальным, но тем не менее, я поехала и мне очень повезло встретиться с одним из инструкторов аэроклуба, который провел для меня небольшую экскурсию по самолету. Конечно, было много радости от такой встречи! До этого я много читала и смотрела фильмы именно про Ту-104, но гораздо интересней было увидеть вживую этот легендарный первый реактивный советский лайнер. Естественно, на таком самолете я не летала, видела его в первый раз, впечатлений было невероятно много, но состояние самолета расстроило. Большая часть оборудования отсутствовала, либо была сломана, в кабине лежали горы мусора и макулатуры, катушки от старых кинопленок, и я подумала, что этот самолет достоин гораздо лучшей жизни и лучшей судьбы, чем то плачевное состояние, в котором он находился. Мне удалось договориться с руководством аэроклуба, чтобы мне разрешили его восстанавливать.»

DeepCool Quadstellar - 22

DeepCool Quadstellar - 23

DeepCool Quadstellar - 24

DeepCool Quadstellar - 25

DeepCool Quadstellar - 26

DeepCool Quadstellar - 27

То, что работы ведутся вне каких-либо официальных музейных проектов, а лишь на голом энтузиазме любителей - это уже сам по себе феномен, но то, что проектом восcтановления огромного пассажирского лайнера «рулит» хрупкая молодая девушка - не менее уникальный факт!

DeepCool Quadstellar - 28

Чуть больше 10 лет Мария занимается «оживлением» странички истории мировой авиации, собирая по крохам недостающие детали пилотской кабины и поддерживая связь с любителями истории авиации по всему миру.

DeepCool Quadstellar - 29

«Со мной работают еще несколько энтузиастов, особенно хочу отметить авиатехника аэроклуба Владимира Алексеевича Чеботникова, который очень сильно помог нам в самом начале. Хоть большая часть деталей была куплена в Интернете, он нашел кое-какое оборудование, чудом сохранившееся на складе аэроклуба. Также, руководство аэроклуба очень поддерживает мой проект, самолет всегда охраняли, во всяком случае, все то время, пока я им занимаюсь», - рассказывает Мария.

DeepCool Quadstellar - 30

«Проблем на сегодняшний день остается много, ведь хочется максимально восстановить все системы самолета. У нас работает небольшой коллектив энтузиастов, но у всех есть своя основная работа. Не все, к сожалению, идет так быстро, как мы хотим. Хотелось бы полностью оживить оборудование, найти и поставить недостающие тяги, тросовую систему, ведь на ТУ-104 гидравлика была только на шасси и на стеклоочистителях, в основном использовались тяги, троса. Конечно, было и электрическое управление; например, выпуск и уборка механизации осуществлялась при помощи винтовых подъемников с электромеханическим приводом. Надеюсь, что все-таки, со временем все получится и нам удастся найти и привлечь специалистов, которые помогли бы все это сделать и оживить. Есть и еще одна проблема - коррозия в некоторых местах лайнера, в частности, около задней входной двери. В свое время в технический отсек кто-то сложил гору макулатуры, а на входной двери был не очень хороший замок. При сильном ветре дверь просто открывалась и внутрь попадали осадки…», добавляет Мария Карманова.

DeepCool Quadstellar - 31

DeepCool Quadstellar - 32

DeepCool Quadstellar - 33

DeepCool Quadstellar - 34

DeepCool Quadstellar - 35

DeepCool Quadstellar - 36

DeepCool Quadstellar - 37

DeepCool Quadstellar - 38

DeepCool Quadstellar - 39

Она ведет активную рекламную компанию по поддержке идеи восстановления исторического самолета, привлекая людей по всему миру к участию в своем удивительном проекте. Мария создала и ведет странички Вконтакте, в Instagram и Facebook, участвовала в местных и федеральных новостных сюжетах, а также снялась в документальном фильме студии «Крылья России», в сериале «Легендарные самолеты» - в конце первой серии, посвященной ТУ-104, есть небольшой сюжет о крылатом герое из Бердска.

Также, есть статьи про проект и в зарубежных изданиях, например, в журнале Jetgala, CNN.com, Allplane.tv (аудиоинтервью), Sputnik Mundo:

Russian woman's remarkable mission to restore Soviet jet airliner

The Allplane Podcast #20 - Restoring a Soviet airliner, with Maria Karmanova

Sputnik Mundo

Есть публикации и в российских изданиях на английском языке, например, здесь:

DeepCool Quadstellar - 40

Благие усилия не проходят даром, и на сегодняшний день самолет с регистрационным номером СССР-42382 стал не просто местной достопримечательностью. Проект ориентирован на взрослую аудиторию, поэтому на экскурсии записываются, обычно, взрослые. Хотя, нередко они приходят с детьми, которым тоже самолет интересен. Среди молодых (школьного возраста) посетителей – большинство, это курсанты ЮПШ, а также члены семей приезжающих на прыжки и полеты. Туристы из других городов России, посещая Новосибирск, специально приезжают в Бердск посмотреть на Ту-104. Иностранные путешественники также не остаются в стороне. Ведь не секрет, что в мире все больше любителей авиации начинают проявлять интерес к истории Советского авиапрома… Действующие пилоты голландской авиакомпании KLM, авиационные энтузиасты из Казахстана и США, плейнспоттеры из Венгрии, Германии и Голландии – и это лишь небольшой список гостей легендарного самолета за прошлый год…

DeepCool Quadstellar - 41

«Какой же большой проект без планов на будущее! Главное, на мой взгляд – привлечение специалистов для оживления систем самолета, чтобы его состояние было максимально, насколько это возможно, приближено к «живому». В моих планах – укомплектовать пилотскую кабину оборудованием, устанавливаемым в начале эксплуатации самолета, когда Ту-104 был ярким достижением науки и техники, а не «вчерашним днем». Например, изначально на нем ставилось редкое на сегодняшний день астронавигационное оборудование, и его поиском я активно занималась до недавнего времени. Относительно быстро были найдены части комплекта астрокомпаса ДАК-ДБ-5, несколько лет назад удалось отыскать еще один астрокомпас АК-53П – он нашелся в одном антикварном магазине Питера. В прошлом году, после нескольких лет поисков, я увидела в Интернете объявление о продаже астрохронометра 13-20-ЧПМ, а этим летом нашелся за границей секстант СП-1М.

Также, в 2016 году через всемирную сеть, в Польше были приобретены радиостанции Р-800 (РСИУ-3М). Теперь осталось найти специалистов, которые помогли бы сделать диагностику состояния оборудования и необходимый ремонт. Конечно, для нас немаловажна и история самого самолета. Несколько лет ушло на поиски фото и видео посадки Ту-104 на грунтовом аэродроме Бердска. К счастью, пленка с записью и слайды посадки нашлись у ветеранов Новосибирского планерного клуба, которыми они со мной поделились.

Понемногу проект расширяется. Два года назад человек, которого я лично не знала, нашел меня через общих знакомых и подарил мне комплектный правый штурвал от Ту-104. В прошлом году аэропорт Толмачево подарил проекту трап СПТ-154. Этим летом трап был установлен на свое место при помощи НУАЦ ДОСААФ и энтузиастов – специалистов по металлоконструкциям и гидравлике. Также, недавно мне написали авиационные энтузиасты из Европы, имеющие положительный опыт в восстановлении исторических самолетов, и сейчас обсуждается дальнейшее сотрудничество. Ну и конечно, у нашей дружной команды есть своя мечта – заставить наш Ту-104 полететь. Для этого, конечно, потребуются многочисленные экспертизы состояния планера, систем и т. д. Пока это кажется фантастикой, но нет ничего невозможного!», - подводит итог нашей встречи Мария.

DeepCool Quadstellar - 42

DeepCool Quadstellar - 43

DeepCool Quadstellar - 44

DeepCool Quadstellar - 45

DeepCool Quadstellar - 46

DeepCool Quadstellar - 47

DeepCool Quadstellar - 48

DeepCool Quadstellar - 49

DeepCool Quadstellar - 50

DeepCool Quadstellar - 51

DeepCool Quadstellar - 52

DeepCool Quadstellar - 53

DeepCool Quadstellar - 54

DeepCool Quadstellar - 55

DeepCool Quadstellar - 57

…Человеку нужна мечта. Именно с нее начинаются все великие открытия и изобретения, она является движущей силой любого начинания. В ней мы рисуем свое будущее, раскрываем свои способности и таланты, убеждаемся в том, что мы можем сделать многое. Я искренне надеюсь, что титанические труды команды энтузиастов из Бердска, во главе с Марией Кармановой, принесут свои плоды и мы вскоре обязательно услышим о новых достижениях в их не легком деле творить историю! В добрый путь, друзья!

DeepCool Quadstellar - 58

Большое спасибо Марии Кармановой за прекрасную экскурсию, интересный рассказ и ценные фото материалы тех лет. Спасибо Avro_Live (Персонально Глебу Осокину) за познавательный исторический экскурс. Так же отдельная благодарность порталу BizavNews в лице Петроченко Дмитрия за поддержку и столь увлекательное путешествие из Москвы в Новосибирск.

Все фото 2020 года и сделаны автором.

Дмитрий Осипов (flycolumbus)

Теги: истории, истории самолетов, Tupolev-104, Tupolev, Tu-104, history, Туполев-104, ТУ-104, легендарные самолеты, история авиации, легенды советской авиации, первый реактивный самолет, самолеты СССР, bpjets.ru