Junkers F-13 - первый самолёт, изначально создававшийся как пассажирский. Не даром историки авиации называют его первым настоящим авиалайнером. Об этом интереснейшем самолёте и пойдет речь в моем сегодняшнем небольшом рассказе!

Увы, но я не большой фанат истории крылатых машин... Меня мало привлекают музейные экспонаты и я не роюсь в пыльных архивах авиационного прошлого. Но в мае 2019 года случилось чудо - мне впервые удалось наблюдать прилёт и подняться на борт легендарного Junkers F-13, прилетевшего в Женеву в связи со столетием своего первого полёта... Пресыщенные подобными раритетами европейцы слабо реагировали на всю эту красоту и мы без проблем в одиночестве смогли насладиться благородными ароматами истории авиации - запахом кожаных сидений и свежего лака…

DeepCool Quadstellar - 2

История F-13 началась с цельнометаллического штурмовика J-10 профессора Гуго Юнкерса. На его базе, благодаря усилиям главного конструктора Отто Ройтера, в декабре 1918, возник первый транспортный проект J-12 на три пассажирских места. В процессе работ было решено увеличить число сидений в салоне до 4-х. Это повлекло за собой увеличение размеров фюзеляжа. Заново было спроектировано толстое крыло, что позволило поместить в него топливные баки. В результате размещение полезной нагрузки на фюзеляж стало более рациональным. Эта схема стала классической для большинства последующих авиалайнеров. Также в процессе разработки велись споры насчёт пилотской кабины - делать ли её открытой. В данном случае победу одержали сторонники закрытой. Самолёт получил новый индекс - J-13, затем F-13. Одномоторную машину оснастили двигателем Mercedes DIIIa - 159 л.с.

DeepCool Quadstellar - 3

Прототип был назван "Herta" и его строительство началось 3 февраля 1919. Несмотря на хаос, царивший в Германии из-за вооружённых столкновений различных политических группировок, работа над самолётом шла успешно. Постройка завершилась к 31 мая. Первый полёт состоялся 25 июня 1919 (пилот Эмиль Монц - Emil Monz). Испытания проходили успешно и уже в июле авиалайнер получил сертификат, позволявший использовать его на авиалиниях. В сентябре самолёт установил рекорд высоты - 6750 метров.

DeepCool Quadstellar - 4

Не смотря на множество военно - политических проблем и запретов тех лет, в целом, машина оказалась коммерчески успешной. Причиной тому были удобства для пассажиров - закрытый отапливаемый салон с отделкой, как в купе мягкого вагона.

DeepCool Quadstellar - 5

DeepCool Quadstellar - 6

DeepCool Quadstellar - 7

Главное удобство для авиакомпаний тех лет - простота в эксплуатации. Обслуживающий персонал был избавлен от возни с регулировкой растяжек и ухода за обшивкой, как у деревянных самолётов. У администрации меньше болела голова за сохранность конструкции при содержании самолётов на открытых стоянках. Реже требовались ремонтные работы и благодаря этому более дорогой самолёт (в 1.5 - 2 раза дороже его ближайших конкурентов) обходился в эксплуатации дешевле. Заложенные в его конструкции резервы были столь значительны, что позволили фирме Junkers создавать на его базе новые, более совершенные типы авиалайнеров еще десяток лет.

DeepCool Quadstellar - 8

DeepCool Quadstellar - 9

Но настоящая жизнь авиалайнера началась в 1922, когда были сняты самые жёсткие Версальские запреты. Самолёт начали заказывать германские авиакомпании (многие из которых были созданы не без помощи самого Гуго Юнкерса). Первыми в этом списке были Danziger Luftpost и Lloyd Ostflug. Затем посыпались заказы из других стран. Производство шло по нарастающей, достигнув рекордной величины в 1925 году - тогда было выпущено 68 самолётов. В итоге Junkers F-13 стал самым массовым транспортным самолётом первого поколения. За 10 лет серийного производства было изготовлено 314 самолётов десятков модификаций, кстати 110 из которых эксплуатировались авиакомпанией Lufthansa.

DeepCool Quadstellar - 10

Причём F-13 собирался не только в Германии и США. В СССР авиакомпанией Добролёт было построено 5 лайнеров из советских материалов (их назвали ПС-2). Всего в нашей стране в эксплуатации находились 49 самолётов F-13. Первой была авиакомпания "Авиакультура". Взяв в аренду у Юнкерса три самолёта, она два летних месяца 1922 совершала рейсы из Москвы в Нижний Новгород - в период действия Всероссийской ярмарки. С 1923 их использовал "Добролёт" на линии Москва - Казань, позже и в Средней Азии. В 1930 самолёт "Добролёта" открыл первую авиалинию на Дальнем Востоке - из Хабаровкса в Оху. Первый полёт совершил М.В.Водопьянов 9 января 1930. До начала 1930х Junkers F-13 был основным авиалайнером этой авиакомпании. Кроме того в Европу летали самолёты советско-немецкой компании Deruluft. Авиалайнеры Junkers-Luftverkehr Russland открыли первые линии на Кавказ.

DeepCool Quadstellar - 12

Авиалайнер эксплуатировался на всех континентах, во всех климатических зонах. До начала 40-х годов самолёт был рекордсменом и по числу использовавших его авиакомпаний и по длительности работы на линиях. В 1939 году F-13 появились в Люфтваффе и применялись в качестве связных самолётов. В 1943—1944 несколько F-13 использовались против партизанских отрядов в Белоруссии.

DeepCool Quadstellar - 11

Но Junkers F-13 был и рекордсменом среди первых авиалайнеров по числу катастроф - всего разбилось 39 самолётов. Это не значит, что F-13 был самым ненадёжным самолётом. Если учесть количество выпущенных машин и общее время их эксплуатации, то коэффициент аварийности был, пожалуй, самым низким. В этом заслуга прочной металлической конструкции, а низко расположенное толстое крыло при вынужденной посадке принимало главный удар на себя, сводя повреждения остальной конструкции к минимуму. При посадке на воду оно же выступало в качестве поплавка.

DeepCool Quadstellar - 13

Побывав внутри этого легендарного самолёта, я словно открыл для себя новый мир совсем иной авиации...Конечно, прилетевший в Женеву раритет по своей внутренней начинке далеко не тот самый Junkers F-13. Усовершенствованный швейцарскими любителями истории авиации он, чуть ли не единственный в мире, способный летать, а несколько этих самолётов сохранились до наших дней и представлены в авиационных музеях Германии, Венгрии, Франции и Швеции...

По материалам информационного портала Bizavnews и авиационной энциклопедии "Уголок неба". Фотографии, впрочем, как и всегда, собственного производства!

Дмитрий Осипов (flycolumbus)