В сентябре 2016 года, на выставке Jet Expo 2016 Moscow я впервые увидел это маленькое чудо - bizjet от компании Honda Aircraft Company. Ещё издалека он привлек мое внимание своей яркой ливреей и изяществом форм, и мне захотелось ближе с ним познакомиться.

Итак, Honda HA-420 HondaJet

Свой первый полет HA-420, детище японского авиаконструктора Michimasa Fujino, совершил 3 декабря 2003 года, строительство завода по изготовлению самолётов Honda завершили в начале 2011 и только лишь 29 декабря 2015 года, спустя 12 лет с момента первого полета, официальный сайт производителя сообщил о передаче первой единицы покупателю. Вообще, HA-420 был первый самолёт в Японии, целиком изготовленный одной фирмой без какой-либо правительственной поддержки.

Для своего самолёта Honda совместно с американской компанией General Electric разработала двухконтурный турбореактивный двигатель HF118 и год испытывала его, установив на левом пилоне самолёта Citation Jet. При статических испытаниях фюзеляж и крыло нагружались только до 80 % расчетных нагрузок, а поведение при 100 % нагрузок моделировалось компьютерами. В результате планер, проходивший статические испытания, был использован для строительства лётного прототипа. Только оперение испытано под полной нагрузкой.

Был спроектирован ламинарный специальный профиль крыла SHM1. Секция крыла с данным профилем испытывалась на летающей лаборатории T33, для чего непосредственно на обшивке Т33 с помощью полиуретановой пены формировали необходимый профиль и обшивали его стеклотканью. Под новой обшивкой смонтировали 119 датчиков давления, переход к турбулентному течению от ламинарного фиксировался инфракрасной камерой, которая была установлена на кабине Т33 (воздух в турбулентном потоке немного разогревался). В итоге получился первый японский бизнес джет стоимостью чуть меньше 5 миллионов долларов...

Попадая внутрь HondaJet, сразу понимаешь - все минимизировано под истинно японский размер! Узкие и низкие входные двери, высота потолка 1,51 метр и я, со своими двумя метрами роста, вынужден был сильно пригибать голову, а ширина салона 1,52 метра ну совсем мне не подходила - сидя в кресле четверть моего туловища 56 размера выступала в проход... Хотя салон максимально рассчитан на 7 человек, я с трудом мог себе представить как это могло бы происходить в реальности.

DeepCool Quadstellar - 2

DeepCool Quadstellar - 3

Пилотская кабина ни чем практически не отличается от других самолетов бизнес авиации, и при максимальном расстоянии полета в 2593 километра, пилоты находятся в максимально комфортных условиях. Минимальное количество приборов в кабине значительно упрощает процесс пилотирования и управлять HondaJet может даже один пилот. На высоте 13 км поддерживается давление, соответствующее давлению на высоте 2,4 км над уровнем моря, а электрический подогрев фонаря кабины пилотов значительно улучшает видимость в полете.

DeepCool Quadstellar - 4

Отдельно хочется сказать о двигателях на HondaJet, вопреки всем привычным расположениям установленных на пилонах над крылом по одному с каждой стороны фюзеляжа, как на немецком VFW-614. Такая компоновка позволила снизить уровень шума, направленного вниз (шум на земле, особенно при взлёте и посадке). Кроме того, благодаря этому новому инженерному решению, улучшается обтекание верхней поверхности крыла и снижается вероятность поподания в воздухозаборник посторонних предметов с ВПП. Так же, японцы утверждают, что их двигатели потребляют на 35% топлива меньше, чем модели конкурентов.

DeepCool Quadstellar - 5

Основной страной сбыта лёгкого и недорогого реактивного самолёта HondaJet предполагались Соединенные Штаты, где рынок подобных крылатых машин бизнес-класса емок и разнообразен. Что же касается "ценника", то в 2017 году клиенты подписывали контракты по ценам 2016 года – то есть $4,85 млн., а начиная с 2018 года стоимость составила $4,95 млн. За эту сумму клиент получает самолет с очень хорошей комплектацией.

Несколько слов о том, что меня изначально привлекло в этом самолете - новаторство, изящество и стремительность форм.

DeepCool Quadstellar - 6

Фюзеляж длинной 12,52 метра при размахе крыльев 12,2 метра сделан из угле-композитных материалов с алюминиевыми усиливающими элементами, а носовая часть сглажена для ламинарного обтекания. Компания утверждает, что в результате сопротивление фюзеляжа снижено на 10 % по сравнению с обычными фюзеляжами того же размера.

В анфас Honda HA-420 HondaJet напомнил мне маленького крокодильчика - стремительного небольшого хищника, юркого и поразительно изящного как на земле, так и в своей привычной стихии - в небе! А ещё говорят, что крокодилы не летают! :))

DeepCool Quadstellar - 7

И в заключении несколько слов о новинке от Honda Aircraft — HondaJet Elite …

DeepCool Quadstellar - 8

Представленная в мае 2018 года на женевском салоне EBACE, версия Elite предлагает увеличение полезной нагрузки на 200 фунтов и увеличение дальности до 1437 морских миль, что на 17% больше по сравнению с оригинальной HondaJet! Так же новичок от Honda Aircraft оснащен недавно разработанным шумопоглощающим воздухозаборником, который позволяет значительно снизить частотный шум двигателей, улучшая шумоизоляцию в салоне.

DeepCool Quadstellar - 9

Кроме того, усовершенствованная система авионики нового самолета включает в себя дополнительные функции управления рабочими характеристиками для оптимального планирования полетов, а также функции автоматической стабилизации и защиты для повышения безопасности полета.

DeepCool Quadstellar - 10

В апреле 2019 года Honda Aircraft сообщила о получении сертификата типа на бизнес-джет HondaJet Elite от канадского авиационного регулятора (Transport Canada). Первая поставка канадскому заказчику запланирована в начале следующей недели. В настоящее время HondaJet Elite получил одобрения FAA, EASA авиационных властей Мексики, Бразилии, Индии, Японии. В Канаде дилером производителя является компания Skyservice Business Aviation.

P.S. Для написания данного поста потребовались, как всегда, собственные фотографии и ощущения, а так же поддержка издания BizavNews и информация с сайта "Деловая авиация".

Дмитрий Осипов (flycolumbus)

Теги: обзоры, обзоры самолетов, обзоры деловой авиации, деловая авиация, business jets, HondaJet, Honda HA-420 , Honda Aircraft, bpjets.ru