В рамках визита на завод Pilatus Aircraft в середине ноября 2018 года, мы с моим другом и коллегой Bizavmen провели четыре интереснейших, наполненных приключениями дня на небольшом региональном аэродроме Buochs, находящемся неподалеку от Фирвальдштетского озера и окруженном Швейцарскими Альпами. Об этом необычном месте и первозданной природной красоте, окружающей нас в те незабываемые дни и будет мой очередной пост.
Итак, Buochs (Stans) (LSMU / LSZC)
Немного истории... Свою деятельность аэропорт начал в далеком 1940 году и до 2003 года являлся одной из баз ВВС Швейцарии, хотя и управлялся гражданской службой Buochs AG.

С 1 января 2004 года военный аэродром Buochs является "спящей базой" ВВС, но в случае чрезвычайной ситуации вся военная инфраструктура аэродрома может быть вновь введена в эксплуатацию. О былом военном прошлом здесь напоминает лишь постамент со старым Dassault (FW Emmen) Mirage IIIS…

Сейчас аэродром Buochs в основном используется как испытательно-тренировочная база при заводе компании Pilatus Aircraft, а так же для приема самолетов бизнес авиации и проведения различных выставок и праздников. 35-й Чемпионат мира по армейскому парашютному спорту был проведен там в июле 2010 года, параллельно с большим концертом Бонни Тайлер; в мае 2012 года Nidwaldner организовал выставку "Iheimisch", а в сентябре того же года был организован 4-й авиасалон Aero Swiss Expo; 1 августа 2014 г. в Национальный день Швейцарии, команда Pilatus PC-7 впервые устроила авиационное шоу и проход над аэродромом с использованием дымогенераторов. В этот же день для журналистов и общественности впервые прошла выкатка первого реактивного детища компании Pilatus Aircraft PC-24.
Первое, что бросается в глаза в окрестностях аэродрома Buochs - завораживающий истинно швейцарский ландшафт. Вас словно обнимают поросшие лугами и лесом, увенчанные заснеженными вершинами горные массивы Stans, Buochs и Pilatus, и окаймляющие своими мощными объятьями они создают небывалый уют в долине…




А вот и знаменитый горный массив Пилатус - прородитель названия знаменитой авиастроительной компании Pilatus Aircraft, и его главная вершина (2128,5 м) - Томлисхорн... По легенде название горы происходит от имени Понтия Пилата, потому что на склоне горы будто бы находилась его могила. В действительности в основе названия лежит латинское слово pilleatus ("в войлочной шляпе" - имелась в виду, надо полагать, облачная шапка вокруг вершины).

Каждое утро на аэродроме Buochs у нас начиналось с чашечки ароматного кофе в корпоративной столовой компании RUAG, носящей гордое название "Restaurant Cockpit".




Консервативная рабочая обстановка, разнообразное меню и гордость за свою футбольную команду - при случае обязательно посетите это харизматичное, единственное на пару-тройку километров, заведение. Время работы с 7-00 до 14-00.
Но пора уже рассказать вам о главном герое этого поста - о самом аэродроме Buochs!

Он представляет из себя довольно скромный ряд строений, в числе которых три ангара и две диспетчерские вышки - старая и новая, а так же достаточно вместительный перрон.




Транспортная инфраструктура на аэродроме практически раритетная,



...но встречаются и более продвинутые агрегаты!



На аэродроме Buochs две полосы - 25L/06R длинной 1,5 км и двух-километровая 25R/06L... С марта 2016 года короткая полоса закрыта на ремонт и в работе все время находится единственная её более длинная соседка.


Направления взлетов и посадок угадать практически не реально, так как в долине, окруженной горными массивами, практически всегда полное безветрие и одному Богу известно - с какой стороны ждать приближающийся самолет.

Но зато любое движение воздушного судна на полосе всегда можно заранее предугадать по предупредительному женскому голосу в громкоговорителе, мигающим светофорам и закрывающимся шлагбаумам! Дело в том, что проезжая и основная пешеходная часть в этом месте обусловлена тем, что проходит через центр летного поля перпендикулярно взлетным полосам... Если шлагбаум закрылся - через пару минут жди взлета или посадки!





Еще одна удивительная отличительная черта аэродрома Buochs - пешеходные дорожки между взлетными полосами! На всем двух километровом протяжении летного поля ты можешь абсолютно свободно перемещаться по этой асфальтированной дорожке, ловя в свой объектив самолеты или беседуя с чересчур общительными местными жителями, гуляющими с собаками, детьми, занимающимися спортом и просто таким привычным путем сокращающими свой путь по делам.

Не игнорируйте прохожих - почти во всех небольших городках Европы принято здороваться и желать друг другу хорошего дня даже детям, ибо даже военные в этих краях позитивные!

Власти аэродрома очень заботятся о чистоте и порядке на своей территории. Птиц тут ни кто не гоняет и они мощными стаями носятся над живописными газонами аэродрома.

Кстати, ухаживание за травой на территории аэродрома Buochs возведено в некий культ - её постригают, прессуют, увозят, поливают жидким составом, наполняющим чистейший горный воздух запахом коровника…


Суеты не много, но она есть. Руководитель полетов постоянно объезжает вверенную ему территорию и скинув ярко - салатовую куртку может, например, сам поменять таблички на взлетной полосе!

Ну и конечно тут часто можно встретить предупреждающие анти-мусорные плакаты…

...или вот такие зеленые урны, призывающие собирать и выбрасывать в них собачьи экскременты за своими питомцами.

Но что интересно - стоит немного отойти от авиационных правил и углубиться по зеленой лужайке в сторону взлетной полосы, то легко можно "подорваться" на коровьей лепешке. Будьте осторожны и лучше не сходите с асфальтированных пешеходных дорожек!
Понятие доступности споттинга на аэродроме Buochs пришло к нам не сразу... Местные споттеры довольно не общительны и предпочитают выжидать вожделенные объекты для съемки в своих автомобилях, пользуясь флайтрадарами и сканерами...Ну а мы - сначала робко, а затем более смело, по незнанию, пару раз нарвались на то, что за нами приезжал руководитель полетов и объяснял, что можно и что нельзя на территории его вотчины... Как выяснилось - вот так там делать нельзя!

Хотя везде по территории аэродрома висят предупреждающие знаки в виде планов,

..., а выезды на полосы красочно и крупно подписаны, дабы их не могли перепутать с очередным ответвлением с шоссе, мы умудрились нарушить правила целых 2 раза, а бдительный страж аэропорта был так любезен,

... что даже отвозил нас на своем черном полосатом внедорожнике к местам, разрешенным регламентом службы безопасности и даже нарисовал нам на будущее некий план передвижений на специально заготовленном бланке!


Узнав, что мы русские, что приехали с визитом на завод Pilatus и увидев наши пресс-карты он очень удивился и сильно извинялся, что не может предложить нам большего. На прощание мы трогательно пожали друг другу руки в знак дружбы между нашими странами! Но все же, как бы там ни было, лучше не испытывать терпение представителей аэропорта...иначе на третий свой визит в вам приедут уже с полицией!
Трафик на аэродроме Buochs весьма своеобразен и если бы не завод Pilatus, тут было бы совсем скучно! Движение начинается в 8 часов утра и до 12 часов дня. В это время, порой, мы еле успевали крутить камеры в разные стороны и бегать вдоль полосы за долгожданными самолетами.







Для испытаний, маленькие тягачи вытаскивали разноцветные самолеты из ангаров и тащили с завода через дорогу, перекрывая движение светофорами.



Военные летчики высоко в небе с ревом крутили замысловатый пилотаж, а новенький Lightwing AC-4 наматывал круги вдоль гор, радуя нас частыми тачдаунами.


Приближение или вылет какого либо реактивного чартера, по размерам начинающегося с Falcon 2000, всегда сопровождается пожарной машиной с нарядом специальных служб.

Но вся эта фиерия как по мановению волшебной палочки прерывалась в 12 часов дня и в более легкой форме возвращалась лишь после 14 часов, завершаясь лишь с последними лучами солнца, на мой взгляд слишком быстро скрывающимся за горной вершиной Stans...



Под глиссадой на свою ночевку спускались стаи белых лебедей, последние любители вечерних прогулок растворялись в многообразии пряничных домиков близлежащего городка, слетались домой и засыпали в своих теплых деревянных ангарах железные птицы... Мы же, полные впечатлений, в который раз шли к себе в отель, чтоб завтра вновь прийти сюда с чашечкой ароматного кофе и встретить рассвет на уютном и ставшем уже родным аэродроме Buochs!

Дмитрий Осипов (flycolumbus)
- Разместить свой пост в INSTAGRAM из компьютера? Новая версия! Август 2021
- Аэропорт Стамбула ввел в эксплуатацию первую в Турции официальную «Зону споттеров».
- Разместить свой пост в INSTAGRAM из компьютера? Легко!
- Споттинг в Шереметьево.
- Как встретить новый год по-авиационному?
- Интересный борт в DME. Анонс на 24/10/2020 (Moscow UUDD).