В этом материале участники Клуба «Российское фото» поделятся опытом съемки самолетов в различных условиях. Вы не только увидите красивые фотографии самолетов, но у узнаете секреты съемки самолетов и другой авиатехники. Кроме этого, мы расскажем вам о споттинге (от англ. spot — «увидеть», «опознать») — это наблюдение за самолётами и ведение их учёта, которое часто сопровождается съемкой . В узком значении — разведка и выслеживание крупных средств передвижения.

Начнем с главного события в этой отрасли — Авиасалона МАКС, который ежегодно проходит в конце лета на аэродроме «Жуковский». В 2019 году Международный авиационно-космический салон МАКС стал праздником для 600 тысяч человек (!), только за субботний выходной его посетили более 200 тысяч человек — новый рекорд авиасалона. И было на что посмотреть: «Русские витязи», «Соколы России», «Русь», «петля Нестерова», бочка, встречный роспуск, высший пилотаж — от одних слов захватывает дух. МАКС удался: лётная погода, насыщенная программа и несколько важных для авиации премьер.

В этом же году партнером МАКСа впервые стал Китай: на выставке авиасалона были представлены более 20 китайских компаний. А всего участие в выставке принимали представители 33 стран. Там было всё от лайнеров-тяжеловесов до шустрых и легких одномоторных самолетов и автомобиля AURUS: опытные образцы авиационной техники и боевых комплексов, мощный Airbus A350-900XWB и хищный Embraer E195-E2 с новыми двигателями, швейцарский бизнес-джет Pilatis PC-24 и самолеты времен Великой Отечественной войны, боевые вертолеты и двигатели космических ракет.

Конечно, самое зрелищное и впечатляющее на МАКСе — это авиация в небе, гул истребителей и стрекот лопастей вертолетов. Адреналин от фигур высшего пилотажа чувствовался не только в небе, но и на земле. Он еще усиливался, когда включали онлайн-переговоры пилотов. В такие минуты зрители словно сами попадали в кабину летчика и испытывали перегрузки.

Гости авиасалона увидели «Пропеллер» — два самолета в нескольких метрах друг от друга параллельно с постоянным углом в 180 градусов вращаются вокруг третьего, «Колокол» — самолет устремляется вертикально вверх, затем гасит скорость и буквально падает вниз, словно язык колокола, «Бочку» — вращение вокруг своей оси на 360 градусов, «Мертвую петлю» — самолет описывает замкнутую петлю в вертикальной плоскости. Дымовые пропеллеры оставляли в небе после самолетов четкий след — зрители видели все узоры фигур высшего пилотажа и даже послания от летчиков, например, группа «Первый полет» нарисовала в воздухе два сердца. Завершился МАКС-2019 соревнованием в фигурах высшего пилотажа поршневых учебно-тренировочных самолетов.

С каждым годом мероприятие собирает всё больше людей и представляет более зрелищную программу. Здесь удивляет всё: акробатические фигуры в воздухе, сами машины, и те кто, поднимает их в небо.

Ну а теперь немного теории о самой съемке

Споттер должен уметь определить самолет, его бортовой и серийный номера — часто это сопровождается фотографированием для наглядности. Местом съемки служит аэропорт или мелкий аэродром. При самом распространенном виде съемки — садящихся самолетов — обычно выбирается место под глиссадой взлетно-посадочной полосы. Для качественного фотографирования движущихся с большой скоростью (до 300 км/ч) объектов необходим большой опыт, поэтому споттеры занимаются любимым делом как можно чаще. Многие отправляются в другие города, чтобы снимать в местном аэропорту.

Говорят, что споттинг это фотографирование самолетов, но это не так. Фотографирование это часть современного споттинга, но не его основа. Часть споттеров, особенно на западе, до сих пор ходят на споттинг с подзорной трубой и блокнотом, записывая в него какой самолет где и когда они видели.

DeepCool Quadstellar - 2

Чтобы стать споттером, достаточно посмотреть в небо и наблюдать за пролетающими над головой самолетами. Споттеры — люди совершенно разных возрастов и профессий. Но я хотел бы рассказать об особенностях съемки авиации, а не о наблюдении.

Где снимать?

Самолеты можно снимать как на различных авиашоу (МАКС, Red Bull Air Race и др.), параде Победы и репетициях парада, на других шоу, где может участвовать авиация (надо внимательно смотреть программу), под забором аэропортов, в самих аэропортах через окна терминала и при посадке в самолёт, на официальных споттингах от аэропортов, а также можно посетить различные музеи (например, авиамузей в Монино).

Музеи и авиашоу посетить просто — покупаешь билет и едешь. В аэропортах тоже никто не мешает снимать из окна терминала. Под забор аэропорта уже надо на чем-то доехать, тут либо личное авто, либо искать единомышленников с авто, а лучше места для наблюдения легко «гуглятся». Лучшие места — это под глиссадой или около. Глиссадой называется траектория взлёта или снижения самолёта, в том числе непосредственно перед посадкой.

Официальные споттинги необходимо ловить в соцсетях, подписавшись на официальные группы интересных аэропортов. Обычно появляется объявление с условиями записи и у вас от 10 до 30 минут в среднем, чтобы успеть записаться, т.к. желающих много. Лучше заранее изучить информацию на сайте аэропорта и подготовить необходимую информацию для заявки, чтобы в нужный момент быть готовым.

Источник: Клуб «Российское фото», Дзен